Ультразвуковой глаз: как помочь незрячим ориентироваться в пространстве

Казанские школьники радуют мир научным изобретениями

Прибор, позволяющий обнаруживать препятствия слабовидящим людям, появился в мае этого года. Изобретатель — девятиклассница из казанской школы №139 Элина Павлович. Она представила компактный гаджет, который подключается к смартфону и может находиться в нагрудном кармане.

Ультразвуковой глаз: как помочь незрячим ориентироваться в пространстве

фото: pixabay.com

Ровно год назад автором похожего изобретения стал Дмитрий Галимуллин, учащийся той же казанской школы, при которой существует радиокружок, где дети могут создавать подобные приборы. Устройство Дмитрия крепится на голове и внешне напоминает фонарь. Смысл тот же — прибор посылает ультразвуковой сигнал в том направлении, куда обращено лицо человека. Его отличие от существующих на сегодняшний день фонаря и трости для слепых в том, что он позволяет фиксировать препятствие не только на земле, но и на уровне груди и головы.

Юная изобретательница Элина Павлович пошла дальше: ее ультразвуковой сканер подключается к смартфонам через разработанную ею программу для Android и не виден окружающим, так как легко помещается в нагрудном кармане. Он распознает препятствия в радиусе до двух метров. Казанская школьница занимается робототехникой и программированием в Малом университете Казанского федерального университета. Разработанное ею портативное устройство было отмечено дипломом III степени в инженерной секции на IV Всероссийской научной конференции учащихся им.Н.И.Лобачевского.

Насколько изобретения казанских школьников станут полезными для слабовидящих людей и можно ли их причислить к научным открытиям, рассказывает физик, доктор технических наук Валерий Дементиенко:

«Это прикладное изобретение, с помощью которого человек может определять находящиеся впереди него препятствия. Это устройство может быть полезным не только для слабовидящих, но и для тех, кому важно ориентироваться в темноте. Что касается новаторства, в природе есть более сложные устройства, например, у летучих мышей, которые способны воспроизводить изображения. Кроме того, есть и изобретения подобные, например, для рыбаков. Эти ультразвуковые приборы позволяют видеть морское дно, фиксировать рыбу. Сложность в том, что в воздухе ультразвук распространяется хуже, чем в воде. Поэтому охват такого прибора вряд ли превысит радиус 1-2 метров. Пока это, повторю, просто удобный гаджет. Вот если бы он был способен распознавать, что за препятствие впереди — дерево, яма, забор, куст, — тогда можно было бы говорить действительно о новом слове в науке. Надеюсь, в дальнейшем такое устройство появится. Но конечно, и эти приборы тоже способны занять свою нишу. Например, нельзя воспользоваться тростью, если руки заняты. В этом случае можно воспользоваться ультразвуковым прибором, который надевается на голову. С другой стороны, с гаджетом на голове не всегда удобно появляться в общественных местах. Тогда можно использовать сканер, который помещается в нагрудном кармане. Но опять-таки, не вся одежда имеет нагрудные карманы, особенно у девочек. В то же время, замечательно, что дети занимаются наукой и создают что-то интересное на основе уже имеющихся научных знаний. Но открытие — это появление в науке новых знаний. А с этим проблема, в первую очередь, из-за того, что с образованием в стране не все гладко.

Источник: mk.ru

Добавить комментарий

*

пять + 4 =